Зеркало в стиле модерн

Исторический музей отмечает 150-летие мецената и коллекционера Марии Тенишевой
В выставочном зале Государственного Исторического музея открылась экспозиция «Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века» — проект, подготовка которого, по словам его автора искусствоведа Ольги Струговой, потребовала около двух лет. К работе были привлечены два десятка отечественных музеев, а также частные коллекционеры России и Франции.

В центре выставки — живописный портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1858-1928), общественного деятеля, художника и мецената рубежа XIX и ХХ столетий. Картина написана Яном Ционглинским, членом Союза русских художников, во время его пребывания в 1896 году в знаменитом Талашкино, имении, некогда приобретенном Тенишевой в Смоленской губернии и стремительно превращенном в знаковое для художественной ситуации того времени место. Здесь перебывали многие знаменитости, достаточно сказать, что самого Ционглинского в Талашкино портретировали Илья Репин и Александр Бенуа. На нынешней выставке представлена композиция Бенуа из цикла «Последние прогулки Людовика XIV». Над этой серией он работал в 1897-1898 годах, а после ее показа на выставке русских и финляндских художников одним из приобретателей оказалась опять-таки Тенишева. Ко всем своим достоинствам она являлась еще и крупнейшим российским коллекционером.

В отличие от других собирателей Тенишева ничего себе, как правило, не оставляла. Многие вещи из ее коллекции сейчас находятся в Русском музее. О Тенишевой-коллекционере на выставке напоминают экспонаты в витринах: чернильницы конца XVIII столетия, замочки для ларцов, а также вполне экзотический пояс мясника, изготовленный в России из меди в 1839 году. Не менее раритетными произведениями обозначена художническая карьера самой Тенишевой: это расписная дуга из конской упряжки, выполненная в талашкинских художественных мастерских, подсвечники с изображениями на сюжеты пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». «Мы гордимся, что показали целый ряд предметов, выполненных Тенишевой. У нас нет случайных вещей, мы первый раз делали выставку, не прибегая к типологии. На 90% это впервые предъявляемые произведения», — рассказывают в музее.

Особая тема: Тенишева как катализатор художественного процесса своей эпохи. Выставку украшают два живописных панно с видами побережья Ледовитого океана и тундры, написанные Константином Коровиным для павильона России на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Художник был привлечен к этой работе по рекомендации Тенишевой, когда ее мужа назначили комиссаром Русского отдела. Другой, более камерный пример — меню торжественного обеда, над оформлением которого в тот же год по ее приглашению трудились Коровин, Мария Якунчикова, Александр Головин и другие мэтры. Художники Серебряного века были у Тенишевой в чести: благодаря ее материальной поддержке существовал, например, знаменитый журнал «Мир искусства». Причем Тенишева не только финансировала этот арт-проект, но и влияла на его художественную программу. Не всегда ее идеи находили понимание у художников. Тем не менее она как меценат много сделала для русской культуры. Вскоре после революции Мария Тенишева была вынуждена эмигрировать из Росси во Францию, где и скончалась весной 1928 года.

 25.06.2008 / СЕРГЕЙ САФОНОВ

Материал опубликован в «Газете» №117 от 26.06.2008г.

Оставить комментарий