Не стоит в Покровской башне акцентировать внимание на картине, которую сам создатель считал неудачей — Лев Шлосберг

Заместитель руководителя Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Лев Шлосберг критически относится к идее размещения в Покровской башне копий картин Карла Брюллова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» и Яна Матейки «Баторий под Псковом». Свои доводы он привел на состоявшемся 9 сентября заседании рабочей группы по разработке концепции музеефикации и использования Покровской башни.

«Дело даже не в том, что двух картин для экспозиции недостаточно. Волнует, что копии планируется сделать в виде пластиковых баннеров. Этот материал для Покровской башни неорганичный и чуждый. А размеры копий не позволят посетителям увидеть саму башню. Поэтому тут потребуются иные технические решения», — высказал мнение Лев Шлосберг. Объясняя свою точку зрения, заместитель председателя псковского ВООПИиКа также выступил против размещения в башне конкретно копии картины Карла Брюллова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием». «Брюллова невозможно осмотреть — он очень большой. Сам Брюллов считал свою картину неудачей. Он не смог освоить пространство картины. Поэтому показывать в башне то, что не нравилось самому автору, совершенно не то», — отметил Лев Шлосберг.

Против создания в Покровской башне вообще какой-либо экспозиции выступает настоятель храма Рождества и Покрова отец Владимир. «Тяжело смириться с тем, что будет в башне. Уж если и вкладывать средства, то только в ее восстановление. А музеефикация только попортит башню. Она перестанет быть фортификационным сооружением. Поэтому я против экспозиции», — полагает отец Владимир. Также он высказал мнение, что Покровская башня после восстановительных работ должна остаться «холодной», то есть без проведения электроэнергии. «Если провести электричество, башня будет выглядеть совершенно по-другому. А если человек придет в полутемную башню, пусть даже со свечой, получится совершенно другой эффект», — добавил настоятель храма.

Участники вчерашнего заседания признали, что вопрос, «холодная» будет башня после реставрации или «теплая» является противоречивым. С одной стороны, размещение в башне экспозиции потребует соответствующего режима хранения, а в таком случае без проведения электричества и застекления окон не обойтись. С другой стороны, это может «убить» саму башню.

Ранее сообщалось, что в настоящее время обсуждается предложенная Псковским музеем-заповедником идея создания в Покровском комплексе «Мемориала Псковской воинской Славы». Возникла она в связи с 430-летием важнейшего исторического события — героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Создать Мемориал планируется путем размещения в «Покровке» выставки копий картин Карла Брюллова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» и Яна Матейки «Баторий под Псковом». Согласно идее, копии картин должны быть выполнены в виде баннеров в натуральную величину, а на их фоне представлены материалы из Дневников осады, подлинных и копийных вещей этого периода. Для дальнейшей разработки концепции музеефикации Покровской башни была создана рабочая группа.

В 2011 году исполняется 430 лет героической обороне Пскова на заключительном этапе Ливонской войны. С августа 1581 года Псков противостоял пятикратно превосходящему противнику, отстояв территориальную целостность Русского государства. В память о событии уже в 16 веке была возведена церковь Рождества и Покрова от Пролома. В 19 веке к 300-летию осады установлен памятный крест на месте Пролома, а в конце 20 века — памятный знак-крест около церкви. Но главным памятником была и остается сейчас Покровская башня — самая крупная в Европе 16 века. В ходе археологических исследований, которые проводятся с 2001 года и по настоящее время, были выявлены ранее неизвестные фортификационные сооружения, не имеющие аналогов в крепостном зодчестве, и эта находка еще раз подтвердила уникальность Покровской башни.

Оставить комментарий